Ни одна весна в Россошанском районе еще не была похожа на предыдущую. Нынешний февраль больше напоминал весенний месяц, март выдался холодным. И только с начала апреля погода выделила аграриям похожие деньки для посевной. И сразу ожили россошанские поля, наполнился тракторным гулом воздух на окраинах сел – крестьяне вышли на яровой сев.
К весенней посевной хозяйства района как обычно готовились задолго до наступления весны. Еще осенью были проплачены семена и минеральные удобрения, заключены договора на поставку горючего.
Совсем недавно руководитель ООО «Россошанская Нива» М.В. Князевич в своем кабинете утверждал структуру посевных площадей. Сейчас намеченное уже претворяется в жизнь, которая теперь переместилась из кабинета в поле. Поэтому и свободных минут для разговоров становится все меньше. О ходе посевной на лизиновской ниве мы узнали из «собственных рук» Михаила Васильевича.
– К сюрпризам природы нам не привыкать, – говорит наш собеседник. – И потому все меньше в нашем хозяйстве надеются на небесную канцелярию и все больше рассчитывают на собственные силы, используя те резервы, которые могут повлиять на будущий урожай и увеличить его. Надежный ключ к высоким показателям – это сортовые семена, подкормка и защита растений, почвенная обработка с помощью современной техники. В хозяйстве уже посеян горох, овес, ячмень. После них посевной комплекс Джондир сразу переоборудовали под сев технических культур. Подсолнечник займет 1445 гектаров, кукуруза на зерно – 937. Каждый год мы увеличиваем посевные площади под сахарную свеклу более чем на 100 гектаров. В этом году планируем получить урожай сладкого корня с 500 гектаров. Особое место в севообороте занимают кормовые культуры для животноводства. Кукурузы на силос планируется посеять 816 гектаров.
Крепнет, впитывая апрельскую влагу, озимый клин. Осенью под хлеба будущего урожая засеяно 2174 гектара. В основном озимые вышли в удовлетворительном состоянии, есть хорошие поля – с зеленым густым ковром. Там, где всходы очень редкие, будем подсевать их ячменем. После такого «ремонта озимых» получится зерносмесь для корма скоту.
До жатвы еще далеко, но в «Россошанской Ниве», учитывая риски прошлой уборочной кампании, уже готовятся к летней поре.
– Сократить сроки уборки позволит приобретенный новый комбайн, – объясняет Михаил Васильевич. – Не будет проблем с доставкой зерна с поля – два КамАЗа для удобства переоборудуют на трехстороннюю выгрузку. На днях заключили договор с подрядчиком на переоборудование ЗАВа. Новое оборудование позволит увеличить темп очистки зерна и ускорит погрузочно-разгрузочные работы. На эти цели из бюджета хозяйства выделено четыре миллиона рублей. Также проплачена покупка опрыскивателя, планируем приобрести оборотный плуг.
Едем в поле. На горизонте появился чудо-агрегат, который, будто плавая по чернозему, разбрасывал минеральные удобрения под посев сахарной свеклы. Сегодня такую технику, как пневмоход, можно встретить на поле чаще прежнего. Доехав до конца поля, он развернулся и подъехал к КамАЗам, груженным гранулами плодородия.
Неподалеку настраивали свекловичную сеялку главный агроном хозяйства Е.Н. Ведута и свекловоды. Тонкости выращивания этой культуры В.А. Тесле знакомы непонаслышке. Нынешний сев сладкого корня для него шестнадцатый. Родом он из х. Чагари. Свой трудовой путь Владимир Александрович начинал в лизиновском хозяйстве еще в 1994 году, когда пришел с армии.
– Было немало реорганизаций, – говорит свекловод со стажем. – Но мы всегда с селянами болели душой за судьбу хозяйства. Сейчас оно окрепло, твердо стоит на ногах, а мы рады этому. Не надо думать о поиске работы, все мысли о том, как растить хлеб на лизиновской земле и воспитывать детей.
С весны и до самой осени присматривают они вместе с Еленой Николаевной Ведута за затратной, но доходной культурой.
– Соблюдаем все агро приемы для повышения урожайности, – говорит главный агроном. – Лишь бы погода была в союзниках, а сил и терпения у нас достаточно. – Прошлый год выдался сухим, в зачете получили 230-240 ц/га. Пока что все погодные условия нам благоприятствуют. Надеемся, что в 2016 году получится выйти на план – 300 ц/га.
За каждым словом и действием Елены Николаевны наблюдала Инна Неровная, которая после завершения учебы в Воронежском государственном аграрном университете пришла работать в хозяйство агрономом.
– Глубина задела для семян сахарной свеклы должна быть четыре сантиметра, – объясняет наставник молодому специалисту. – Важно правильно выстроить диагональ посева. Сахарная свекла – культура требовательная к предшественникам. Прежде чем приступить к севу, необходимо хорошо подготовить почву. Боронование, внесение удобрений, культивирование, «шлейфование» – это лишь часть кропотливого труда для получения высокого урожая.
К бригаде подъехал пневмоход и состоялось наше знакомство с водителем чудо-машины.
– Алексей Иванович Яковенко, – сдвинув кепку с глаз, представился мужчина (на снимке).
На наши вопросы он отвечал четко и слаженно. Из его уст мы узнали, что за рулем легковесного агрегата он уже пять лет. За это время изучил все его особенности и возможности. Со своей грузоподъемностью в 850-900 килограммов в день он разбрасывает удобрение на площади в 200 гектаров. Шины сверхнизкого давления не причинят вреда растениям и в процессе опрыскивания.
После завершения беседы, ступая по мягкому, как пух, чернозему, мы убедились – все, что требовалось от человека, сделано, не подвела бы теперь погода и ценовая политика государства, чтобы все старания селян окупились сторицей.

 

Автор: Юлия Костюкова. Газета «Россошь» 22.04.2016 г.

На снимках: 1.И. Неровная, В. Тесля, Е. Ведута, Е. Подгорный на севе сахарной свеклы. 2. М.В. Князевич.

 

 

В автопарке ООО «Россошанская Нива» – 35 машин, которые обслуживают 20 водителей. На днях в лизиновском хозяйстве завершились уборочные работы.
Сев, заготовка сенажа, сена, кукурузы на силос, уборка подсолнечника, кукурузы на зерно, сахарной свеклы, обслуживание животноводческих ферм – все под ответственностью водителей. Было трудно, уставали, но никто не роптал, каждодневно принимая наряд от завгара А.С. Бутко. Каждому водителю в день приходится обслуживать по две, а то и по три машины. Н.Н. Перминов, к примеру, на пожарном «ЗИЛ» доставлял воду на опрыскивание, тушил пожары; на «САЗе» возил комбикорма на фермы. В.И. Барышников работал на «ЗИЛ» на токах, потом на КамАЗе возил удобрение, стройматериалы, сахарную свеклу. КамАЗ Д.И. Чешенко отвечал за доставку воды скоту на пастбища, на бензовозе заправлял технику в поле. А.А. Корнюшенко, работая на кране и на автопогрузчике, параллельно ремонтировал КамАЗ, а потом на нем возил зерно от комбайнов. На новых ГАЗ, как пчелки, трудились настоящие передовики жатвы. Это В.П. Светличный, Н.А. Донченко, С.С. Подгорный, Е.Б. Лунин. Кстати, Евгений не уехал в город после школы, а остался работать в родном селе. Недавно женился и продолжает трудиться в хозяйстве. Он и сваркой, и слесарным делом владеет отлично.
А еще в нашем хозяйстве мужчины трудятся на машинах в животноводческой отрасли. Их рабочий день начинается в четвертом часу утра – так рано везут доярок на фермы, потом тех, кто обслуживает животноводство. Это такие добросовестные и ответственные люди как А.В. Нестеров, В.К. Евченко, С.М. Евченко, А.М. Крутько, В.И. Ивахненко. Водителем молоковоза уже много лет работает С.В. Поколодный. Давно трудится водитель КамАЗа А.А. Ткачев, рядом с ним ребята с меньшим стажем: С.А. Черепков и В.В. Калиниченко – все трудолюбивые.
Только добрые слова хочется говорить обо всех этих людях.
Им честь и хвала, здоровья и добра!
Л. Горбенко, диспетчер автопарка с. Лизиновка.
Автор: Газета «Россошь» 03.11.2015 г.